(812) 272-61-55 ; (812) 272-77-41
191028, г. Санкт - Петербург
ул. Фурштатская д.6 литер А
Главная / Электронная библиотечка / О роли наставничества в дошкольном учреждении

О роли наставничества в дошкольном учреждении

Из опыта работы воспитателя  ГБДОУ № 75   

Центрального района г. Санкт – Петербурга

Карташовой Натальи Вячеславовны.

 «О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

     Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

   Из опыта работы знаю, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на  инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать   необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их  профессионального роста и более легкой адаптации  в коллективе.
     Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

-  профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена  методической работой учреждения;

-  в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
-  материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

     Вопрос организации перечисленных выше условий является актуальным и для нашего детского сада. Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющей создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

     В рамках   наставничества над молодыми специалистами в работе наставника  использую  следующие формы и методы:

- обучение  на рабочем месте;

 - участие в работе методических объединений (ДОУ,  района, города);

-  самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

-  обучение на курсах повышения квалификации;

- открытые занятия коллег;

- решение и анализ педагогических ситуаций;

- обучение составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.

     На протяжении многих лет   работы в дошкольном учреждении,  в моей практике сложилась определенная  система   по формированию традиций наставничества, при поддержке,  которой молодой педагог  постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.  Овладевает  искусством общения, может найти  подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.

 В основе  данной системы работы,  выделяю три этапа :

 1­й этап – адаптационный.

Определение   обязанностей и полномочий молодого специалиста; выявление  недостатков  в его умениях и навыках; разработка  программы адаптации. 

2­й этап – основной (проектировочный).

Разработка  и реализация  программы  адаптации; корректировка  профессиональных умений молодого педагога; построение  его собственной программы самосовершенствования.

3­й этап – контрольно - ­оценочный.

Проверка  уровня  профессиональной компетентности молодого педагога; определение степени  его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 

Сегодня  я уже  смело могу говорить о результатах  своей  работы:

  • создана система работы , которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких  специалистов и  администрации учреждения;
  • применяются эффективные  формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у молодого педагога  формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,  гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс;
  • молодому воспитателю обеспечена   необходимая помощь  и поддержка  на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

    Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию,  раскрыть свою индивидуальность. 

 Из опыта работы  воспитателя - наставника

с молодым специалистом

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

- изучение нормативно – правовых документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов ОУ;

- составление календарно-тематического планирования;

- диагностика умений и навыков молодого специалиста.

сентябрь

Разработка индивидуального плана профессионального становления

- педагогическое самообразование;

-  участие в мероприятиях различного уровня;

-  занятия  молодого педагога.

в течение года

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

- практикум по решению и анализу педагогических ситуаций;

-  анализ различных стилей педагогического общения

в течение года

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

- демонстрация опыта работы наставника и других коллег;

- подготовка  планов – конспектов  занятий;

- проведение и анализ занятий молодым педагогом

в течение года

Имидж педагога.

- рассмотрение  вопросов педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

октябрь

Аттестация. Требования к квалификации

- изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников;

- составление портфолио  достижений молодого педагога

ноябрь

  

Самообразование воспитателя

- выбор методической темы;

- планирование работы над тематической темой на год

ноябрь

Диагностика воспитанников

- изучение методика проведения мониторингов, диагностик обследования

декабрь

Педагогическая ситуация.

- советы и рекомендации наставника

в течение года

Копилка интересных занятий.

- разработка занятий силами самого молодого специалиста

в течение года

Обобщение педагогического опыта

-  технология описания опыта

май

Методическая выставка достижений молодого воспитателя.

- систематизация наработок профессиональной деятельности

июнь

 

пнг_947-533

СЛАБОВИДЯЩИЕ

 ДСП_04в_Логотип_ЦЭТВ_в_tiff.JPG

edokno

min_prosvescheniya

Banner 606x130

petersburgedu

i

progress_logo

federalniy_centr

re.jsx  центральный

6SaGHwsQ

  

rpUKEHfedO0 

dbc9c2b9ca37903575895c9bf9abfba4

Безымянный 1

 

bot_baner